С таким вопросом обратилась жительница Копыля Людмила Николаевна.
В 2026 году в Беларуси в категорию трудоспособных граждан, не занятых в экономике, могут попасть люди от 18 лет до общеустановленного пенсионного возраста (в 2026 году — 58 лет для женщин и 63 лет для мужчин). При этом в базу могут включаться не только граждане Беларуси, но и иностранцы, а также лица без гражданства, которые постоянно проживают в стране или имеют вид на жительство.
Главное последствие попадания в эту категорию — оплата отдельных жилищно-коммунальных услуг (отопления, горячего водоснабжения, газоснабжения) по полным, несубсидируемым тарифам. С 1 октября 2025 года повышенный тариф применяется ко всему объему услуги и ко всем жилым помещениям, независимо от того, зарегистрирован ли собственник и сколько человек живёт с ним.
Кто считается занятым в экономике
К занятым относятся граждане, которые по закону имеют основания считаться участвующими в экономической деятельности. Среди них:
- работающие по трудовому договору или контракту;
- выполняющие работы по гражданско-правовым договорам при условии выплаты вознаграждения;
- зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (при соблюдении условий по налогам);
- зарегистрированные безработные;
- студенты дневной формы обучения;
- получатели пенсии;
- люди с инвалидностью;
- некоторые родители, воспитывающие детей (например, женщины, воспитывающие ребёнка до 7 лет, родители троих и более детей, родители ребёнка-инвалида до 18 лет);
- работающие за границей при выполнении установленных условий (например, если человек состоит на учете в ФСЗН в качестве плательщика обязательных страховых взносов и платит их, а также если он работает по трудовому договору или контракту в странах Евразийского экономического союза — России, Казахстане, Армении, Кыргызстане);
- военнослужащие, сотрудники военизированных организаций, резервисты во время прохождения занятий и учебных сборов, военнообязанные во время прохождения военных или специальных сборов, проходящие альтернативную службу, адвокаты, нотариусы и другие категории.
Также занятыми считаются лица, сдающие внаем жилые и нежилые помещения, машино-места, при условии уплаты подоходного налога.
Особые ситуации
После увольнения есть «карантинный» период. Как правило, человек не считается не занятым в течение квартала, следующего за кварталом, в котором было расторгнуто трудовое соглашение. Если увольнение произошло по причине сокращения, по состоянию здоровья или в связи с истечением срока действия контракта, срок увеличивается до 6 месяцев с даты увольнения.
Для плательщиков налога на профессиональный доход (НПД) с 1 июля 2026 года действует минимальный ежемесячный налог: 45 рублей для большинства плательщиков, 18 рублей — для получателей пенсии. Платить минимум нужно даже в месяц, когда человек ничего не заработал и не пробивал чеки.
Как проверить свой статус
Проверить, включен ли гражданин в базу данных о не занятых в экономике, можно двумя способами:
- Через Единый портал электронных услуг. Для этого потребуется получить электронную цифровую подпись или уникальный идентификатор (логин и пароль), авторизоваться в личном кабинете и выбрать услугу «Предоставление сведений об отнесении гражданина к не занятым в экономике».
- Через комиссию по содействию занятости по месту регистрации. Можно обратиться лично, по телефону, письменно или по электронной почте. При этом понадобятся паспортные данные.
Если есть сомнения в своем статусе, рекомендуется уточнить информацию в комиссии — это бесплатно и быстро.
Система «не занятых в экономике» продолжает действовать в 2026 году, а нормативная база периодически обновляется.

Комментарии